Исследование основных принципов сетей NGN начнем с исторического отступления, связанного с концепцией мультисервисных сетей (МСС). Эта концепция непосредственно предшествовала бурному развитию технологий NGN и во многом определила лицо современных систем связи. В период своего расцвета (середина — конец 90-х годов) именно концепция МСС отражала революционную ситуацию со всеми рассмотренными в гл. 1 проявлениями. Так же, как сейчас NGN, концепция МСС требовала коренной перестройки архитектуры сетей связи на всех уровнях в соответствии с приоритетом трафика данных над трафиком традиционных сетей коммутации каналов. При этом именно предложение новых услуг способствовало массовому внедрению МСС Никто не развивал бы систему сотовой связи, если бы мобильные телефоны не покупались населением из-за удобства оказываемых ими услуг. Если бы не было сайтов с полезной (правда, иногда и вредной) информацией, никто не стремился бы в Интернет и не платил бы больше и больше за скорость доступа. Поэтому услугам отводится важная роль двигателя каждой новой технологии, что отражено и в названии этой технологии. («Мультисервисные сети - больше услуг хороших и модных!» — хороший лозунг для начала идеологической интервенции.) Сформированная в результате первых маркетинговых атак концепция МСС базировалась на следующей нехитрой логике: чем больше услуг предоставит пользователю оператор, тем более эффективной будет работа его сети, тем большую прибыль он может получить от каждого пользователя. Разумная техническая политика закономерно предполагает, что экстенсивное развитие систем связи (расширение зоны охвата сетями связи населения, перевод оборудования па цифровую технологию, широкое строительство систем связи и пр.) рано или поздно исчерпает себя. Развитие номенклатуры услуг как нельзя лучше подходит на роль нового направления развития систем связи «вглубь». Более того, в условиях рынка номенклатура услуг выступает одним из важных факторов конкурентоспособности оператора. Чем больше оператор развивает новые услуги, тем более интересной и привлекательной кажется пользователю сеть, так что пользователи заинтересованы в новых услугах. И наоборот, чем больше новых услуг потребляет пользователь, тем больше у него ожидания «чего-то новенького», а это неизбежно приводит оператора к необходимости постоянно придумывать новые услуги. Ставка в концепции МСС на услуги как основную мотивацию перестройки сетей выглядела не всегда обоснованной. Идеологам МСС приходилось говорить об услугах (маркетинг), подразумевая при этом коренную реконструкцию сетей связи (основная цель и необходимость) с учетом революционных условий и особенностей жизни (новое поколение выбирает компьютер!). В результате до конца смысл и назначение концепции МСС так и не был понят и принят отечественным связным сообществом. Многие специалисты активно восставали против концепции МСС, мотивируя свою позицию тем, что для развития новых услуг нет необходимости в коренной модернизации сети, достаточно постепенной модернизации. В результате по истечении нескольких лет споров и обсуждений концепцию МСС сменила более устойчивая идеология NGN. Но результат был достигнут — новыми услугами заинтересовалась наиболее активная часть связного сообщества, которая начала мыслить в направлении новых услуг и коренной модернизации сетей. Следует отметить, что переход от концепции МСС к концепции NGN получился очень естественным и был обусловлен развитием оконечных устройств современных сетей связи. На рис. 2.2 слева схематично представлена концепция МСС. Как было показано выше, в основе этой концепции лежал принцип увеличения количества услуг для каждого або

нента. Следовательно, абонент мог получить традиционную или цифровую (ISDN) телефонию, канал передачи данных, видеоконференц-связь, терминал обмена короткими сообщениями и пр., т.е. к МСС могли подключаться самые разные оконечные устройства, и сеть должна была обеспечить их взаимодействие. Отсюда и следовала необходимость перестройки сетей связи. В конце 90-х появилось новое поколение ноутбуков, технические характеристики которых были сопоставимы с настольными компьютерами. В результате возникла новая концепция предоставления услуг. Большая часть современных услуг оказалась реализована в ноутбуке. Здесь есть возможность прослушивания музыки и просмотра видеофайлов и DVD, встроенный модем и микрофон дают возможность подключи

Рубрика:

Теги: